Кадетский модуль
Мы помним значимые даты
И невернувшихся солдат.
Храним в музее экспонаты,
Гордимся подвигом ребят!
Выпускники, закончив школу,
Взрослея, в общество войдут.
Свои проекты и законы
Во благо людям создадут.
Связь поколений неразрывна,
Но есть у нас иная связь:
В союзе тройственном едины
Со школой общество и власть!
Патриотическое воспитание – это воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Все мы понимаем, патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – всё это формирует патриотизм. Воспитание детей в духе патриотизма является частью воспитательной работы любой школы. Каждая школа по-своему решает задачу по формированию у школьников социально востребованных установок, гражданственности и патриотизма. Мы выбрали свой путь – воспитывать памятью, средствами музейной педагогики.
Особую роль в развитии образовательного и социального опыта обучающихся, родителей и педагогического коллектива играет действующий в школе музейный модуль, состоящий из Зала Боевой Славы и государственной символики России и Музейной комнаты истории военного костюма, которые, по нашему мнению, обладают мощным развивающим и воспитывающим потенциалом.
Функционирование музейного модуля, пополнение его фонда, активная работа, не замыкающаяся в рамках школы, возможны стали только при активном взаимодействии с общественностью и структурами государственной власти.
Решением Попечительского совета в 2002 году были выделены средства на создание Зала Боевой Славы и государственной символики, идейным вдохновителем которого была директор школы Е.А. Курафеева. Открытию Зала предшествовала большая подготовительная работа. Непосредственно отбором и систематизацией материалов, формированием экспозиций и сбором экспонатов занимались при активном участии учеников 5-11 классов учителя истории и обществознания Т.Д. Кузнецова и Е.Г. Бескопыльная. Яркими поисковиками и экскурсоводами на этапе становления Зала были Мария Новикова, Сергей Болдырев и Дарья Лысенко.
После торжественного открытия, на которое были приглашены представители общественности города, ветераны Великой Отечественной войны и участники боевых действий в Афганистане и Чечне, члены родительского комитета и Попечительского совета школы, Зал становится базовым местом проведения общешкольных и некоторых районных мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Первоначально Зал располагал четырьмя экспозициями:
· «Россия – священная наша держава» (символы Российской Федерации);
· «Моя малая Родина – Ямал» (символы Ямало-Ненецкого автономного округа и Надымского района);
· «Нам силу дает наша верность Отчизне» (о героических страницах истории России);
· «Этих дней не смолкнет слава» (о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне).
Позже, 28 февраля 2004 года, при содействии работников Военного комиссариата, поддержке общественных организаций, Администрации Надымского района в Зале состоялось открытие мемориальной доски, посвященной выпускнику школы Александру Санникову, погибшему 28 сентября 2003 года в Чечне при исполнении воинского долга.
Гордостью школы является наличие в ней специализированных (кадетских) классов. Именно идея кадет необходимости проявления должного уважения к воинской форме подтолкнула педагогический коллектив к созданию в 2006 году Музейной комнаты истории военного костюма. Реализовать эту идею помогли депутаты Районной Думы Л.Э. Ульянова и Е.А. Курафеева. Выпускник школы, участник боевых действий в Республике Чечня Владислав Коломиец одним из первых передал в фонд Музейной комнаты свою армейскую форму, боевые ордена и медали.
На протяжении многих лет основными направлениями деятельности Зала являются поисково-собирательское, экспозиционно-оформительское и экскурсионное.
Для проведения поисково-исследовательской деятельности были созданы поисковые группы «Наследие» и «Кадет», силами которых установлены тесные связи с Советом ветеранов Отечественной войны и трудового фронта, Советом ветеранов Афганистана, Союзом ветеранов боевых действий УВД по ЯНАО, Администрацией муниципальных образований Надымский район и город Надым, Молодежным советом при Главе города, Управлением по культуре, спорту и молодежной политике, Управлением социальных программ, Центром национальных культур, Межпоселенческой районной библиотекой, Объединенным военным комиссариатом г. Надыма, Домом молодежи и другими организациями. Представители этих структур являются постоянными и почетными гостями традиционных общешкольных мероприятий музейного модуля, среди которых
· торжественные линейки, посвященные вступлению в ряды экологического движения «Росток»,
· дни Памяти А.Ю. Санникова, выпускника школы, офицера Российской Армии, погибшего при исполнении воинского долга в Чечне,
· Уроки России,
· круглый стол «Выборы президента – будущее России»,
· деловая игра «Будущее России – наш выбор»,
· Уроки мужества,
· встречи с ветеранами и тружениками Великой Отечественной войны,
· встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне,
· церемонии вручения паспортов и другие.
Эти мероприятия часто освещаются в средствах массовой информации Надымского района.
Честью для нас было решение властей города именно в стенах нашей школы вручить Орден Мужества отцу выпускника курсантского класса Александра Санникова, присвоенный ему посмертно. Орден вручали в музее школы Глава муниципального образования г. Надым Л.Г. Дяченко и военный комиссар Надымского района Р.А. Карпов. Родители Александра передали орден и личные вещи сына на хранение в музейную комнату.
Посетители Музейной комнаты: ученики школ города и района, воспитанники ДОУ, родители, простые жители г. Надыма, официальные гости из разных городов нашей страны – проявляют неподдельный интерес не только к непосредственно выставочной экспозиции воинской формы, но и к ее истории, к самому процессу сбора экспонатов, к ее меценатам. Особо необходимо отметить заслуги сотрудников Объединенного военного комиссариата, Отряда федеральной противопожарной службы МЧС ЯНАО, Управления внутренних дел муниципального образования Надымский район, телестудии ООО «Газпром добыча Надым», которые передали в дар форменные костюмы различных родов войск Российской Армии, составившие большую часть фонда музейного модуля. В рамках акции «Газпром – детям» генеральный директор ООО «Газпром добыча Надым», депутат Законодательного Собрания ЯНАО С.Н. Меньшиков подарил Музею витражные стенды для обновленных экспозиций «Память храним», «Мы помним погибших своих земляков».
Процесс информатизации, который приобрел в настоящее время глобальный характер, также открыл новые возможности применения информационно-коммуникационных технологий в работе музейного модуля. Ведется работа по созданию медиа-экспозиций, виртуальных экскурсий, оцифровке фондовых материалов. Идея создания виртуального музея была одобрена Главой МО Надымский район Л.И. Захаровым в виде грантовой поддержки.
Мы надеемся, что созданные в нашей школе условия для учебной деятельности, воспитания памятью позволяют нам успешно содействовать в формировании позитивного личностного отношения к прошлому и выработке активной жизненной позиции.
В книге отзывов посетителей школьного Зала Боевой Славы и государственной символики, Музейной комнаты истории военного костюма среди 48 записей, оставленных школьниками, родителями, гостями школы, есть разные, эмоциональные и сдержанные, пространные и лаконичные. Некоторые из них хотелось бы процитировать. Выпускница школы 2005 года, окончившая Государственную юридическую академию г. Екатеринбурга, член совета музея Анастасия Артюкова пишет: «Работа в школьном музее дала мне много: расширила кругозор, я получила навыки исследовательской работы, которые мне пригодились во время учебы в академии. Но главное даже не в этом. В те годы я осознала, что такие понятия, как «Родина», «историческое прошлое», – это не абстракции, что за ними стоят мой дед, прошедший войну до Кенигсберга, моя бабушка, работавшая в колхозе с 14 лет, моя семья. За это школе большое спасибо». Другая запись сделана членом Совета ветеранов Великой Отечественной войны и трудового фронта В.И. Шпиленко: «Спасибо, что не забываете, всегда помогаете… Это для нас очень важно!..». Важными для нас отзывом являются слова председателя Тюменской областной Думы С.Е. Корепанова: «Я рад, что в нашем регионе есть такие замечательные педагогические коллективы. Искренне радуюсь вашим достижениям и готов оказывать всяческое содействие».
Непохожие отзывы. Сделаны разными людьми. В разное время… Но все они об одном: школа выбрала правильный путь по воспитанию у школьников гражданских качеств. А опыт работы педагогического коллектива по формированию патриотизма средствами музейной педагогики показал, что важнейшим условием успешности этой деятельности является тесное взаимодействие школы, общества и власти.