Кадетский модуль
Мы помним значимые даты
И невернувшихся солдат.
Храним в музее экспонаты,
Гордимся подвигом ребят!
Выпускники, закончив школу,
Взрослея, в общество войдут.
Свои проекты и законы
Во благо людям создадут.
Связь поколений неразрывна,
Но есть у нас иная связь:
В союзе тройственном едины
Со школой общество и власть!
Патриотическое воспитание – это воспитание важнейших
духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику
формирования и развития нашего общества и государства, национального
самосознания, образа жизни. Оно включает беззаветную любовь и преданность
своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его
свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов,
готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Все мы понимаем, патриотическое чувство не возникает у
людей само по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе
– всё это формирует патриотизм. Воспитание детей в духе патриотизма является
частью воспитательной работы любой школы. Каждая школа по-своему решает задачу
по формированию у школьников социально востребованных установок,
гражданственности и патриотизма. Мы выбрали свой путь – воспитывать памятью,
средствами музейной педагогики.
Особую роль в развитии образовательного и социального
опыта обучающихся, родителей и педагогического коллектива играет действующий в
школе музейный модуль, состоящий из Зала Боевой Славы и государственной
символики России и Музейной комнаты истории военного костюма, которые, по
нашему мнению, обладают мощным развивающим и воспитывающим потенциалом.
Функционирование музейного модуля, пополнение его фонда,
активная работа, не замыкающаяся в рамках школы, возможны стали только при
активном взаимодействии с общественностью и структурами государственной власти.
Решением Попечительского совета в 2002 году были
выделены средства на создание Зала Боевой Славы и государственной символики, идейным
вдохновителем которого была директор школы Е.А. Курафеева. Открытию Зала предшествовала
большая подготовительная работа. Непосредственно отбором и систематизацией материалов,
формированием экспозиций и сбором экспонатов занимались при активном участии
учеников 5-11 классов учителя истории и обществознания Т.Д. Кузнецова и Е.Г. Бескопыльная.
Яркими поисковиками и экскурсоводами на этапе становления Зала были Мария Новикова,
Сергей Болдырев и Дарья Лысенко.
После торжественного открытия, на которое были
приглашены представители общественности города, ветераны Великой Отечественной
войны и участники боевых действий в Афганистане и Чечне, члены родительского
комитета и Попечительского совета школы, Зал становится базовым местом проведения
общешкольных и некоторых районных мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Первоначально Зал располагал четырьмя экспозициями:
·
«Россия –
священная наша держава» (символы Российской Федерации);
·
«Моя малая Родина
– Ямал» (символы Ямало-Ненецкого автономного округа и Надымского района);
·
«Нам силу дает
наша верность Отчизне» (о героических страницах истории России);
·
«Этих дней не
смолкнет слава» (о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне).
Позже, 28 февраля 2004 года, при содействии работников
Военного комиссариата, поддержке общественных организаций, Администрации
Надымского района в Зале состоялось открытие мемориальной доски, посвященной
выпускнику школы Александру Санникову, погибшему 28 сентября 2003 года в Чечне
при исполнении воинского долга.
Гордостью школы является наличие в ней
специализированных (кадетских) классов. Именно идея кадет необходимости проявления
должного уважения к воинской форме подтолкнула педагогический коллектив к
созданию в 2006 году Музейной комнаты истории военного костюма. Реализовать эту
идею помогли депутаты Районной Думы Л.Э. Ульянова и Е.А. Курафеева. Выпускник
школы, участник боевых действий в Республике Чечня Владислав Коломиец одним из
первых передал в фонд Музейной комнаты свою армейскую форму, боевые ордена и
медали.
На протяжении многих лет основными направлениями
деятельности Зала являются поисково-собирательское,
экспозиционно-оформительское и экскурсионное.
Для проведения поисково-исследовательской деятельности
были созданы поисковые группы «Наследие» и «Кадет», силами которых установлены
тесные связи с Советом ветеранов Отечественной войны и трудового фронта,
Советом ветеранов Афганистана, Союзом ветеранов боевых действий УВД по ЯНАО,
Администрацией муниципальных образований Надымский район и город Надым,
Молодежным советом при Главе города, Управлением по культуре, спорту и
молодежной политике, Управлением социальных программ, Центром национальных
культур, Межпоселенческой районной библиотекой, Объединенным военным
комиссариатом г. Надыма, Домом молодежи и другими организациями. Представители
этих структур являются постоянными и почетными гостями традиционных общешкольных
мероприятий музейного модуля, среди которых
·
торжественные
линейки, посвященные вступлению в ряды экологического движения «Росток»,
·
дни Памяти А.Ю.
Санникова, выпускника школы, офицера Российской Армии, погибшего при исполнении
воинского долга в Чечне,
·
Уроки России,
·
круглый стол
«Выборы президента – будущее России»,
·
деловая игра
«Будущее России – наш выбор»,
·
Уроки мужества,
·
встречи с
ветеранами и тружениками Великой Отечественной войны,
·
встречи с
участниками боевых действий в Афганистане и Чечне,
·
церемонии
вручения паспортов и другие.
Эти мероприятия часто освещаются в средствах массовой информации
Надымского района.
Честью для нас было решение властей города именно в
стенах нашей школы вручить Орден Мужества отцу выпускника курсантского класса
Александра Санникова, присвоенный ему посмертно. Орден вручали в музее школы
Глава муниципального образования г. Надым Л.Г. Дяченко и военный комиссар
Надымского района Р.А. Карпов. Родители Александра передали орден и личные вещи
сына на хранение в музейную комнату.
Посетители Музейной комнаты: ученики школ города и
района, воспитанники ДОУ, родители, простые жители г. Надыма, официальные гости
из разных городов нашей страны – проявляют неподдельный интерес не только к
непосредственно выставочной экспозиции воинской формы, но и к ее истории, к
самому процессу сбора экспонатов, к ее меценатам. Особо необходимо отметить заслуги
сотрудников Объединенного военного комиссариата, Отряда федеральной
противопожарной службы МЧС ЯНАО, Управления внутренних дел муниципального
образования Надымский район, телестудии ООО «Газпром добыча Надым», которые передали
в дар форменные костюмы различных родов войск Российской Армии, составившие
большую часть фонда музейного модуля. В рамках акции «Газпром – детям» генеральный
директор ООО «Газпром добыча Надым», депутат Законодательного Собрания ЯНАО С.Н.
Меньшиков подарил Музею витражные стенды для обновленных экспозиций «Память
храним», «Мы помним погибших своих земляков».
Процесс информатизации, который приобрел в настоящее
время глобальный характер, также открыл новые возможности применения
информационно-коммуникационных технологий в работе музейного модуля. Ведется
работа по созданию медиа-экспозиций, виртуальных экскурсий, оцифровке фондовых
материалов. Идея создания виртуального музея была одобрена Главой МО Надымский
район Л.И. Захаровым в виде грантовой поддержки.
Мы надеемся, что созданные в нашей школе условия для
учебной деятельности, воспитания памятью позволяют нам успешно содействовать в
формировании позитивного личностного отношения к прошлому и выработке активной жизненной
позиции.
В книге отзывов посетителей школьного Зала Боевой Славы
и государственной символики, Музейной комнаты истории военного костюма среди 48
записей, оставленных школьниками, родителями, гостями школы, есть разные,
эмоциональные и сдержанные, пространные и лаконичные. Некоторые из них хотелось
бы процитировать. Выпускница школы 2005 года, окончившая Государственную
юридическую академию г. Екатеринбурга, член совета музея Анастасия Артюкова пишет:
«Работа в школьном музее дала мне много: расширила кругозор, я получила навыки
исследовательской работы, которые мне пригодились во время учебы в академии. Но
главное даже не в этом. В те годы я осознала, что такие понятия, как «Родина»,
«историческое прошлое», – это не абстракции, что за ними стоят мой дед,
прошедший войну до Кенигсберга, моя бабушка, работавшая в колхозе с 14 лет, моя
семья. За это школе большое спасибо». Другая запись сделана членом Совета
ветеранов Великой Отечественной войны и трудового фронта В.И. Шпиленко:
«Спасибо, что не забываете, всегда помогаете… Это для нас очень важно!..».
Важными для нас отзывом являются слова председателя Тюменской областной Думы С.Е.
Корепанова: «Я рад, что в нашем регионе есть такие замечательные педагогические
коллективы. Искренне радуюсь вашим достижениям и готов оказывать всяческое
содействие».
Непохожие отзывы. Сделаны разными людьми. В разное
время… Но все они об одном: школа выбрала правильный путь по воспитанию у
школьников гражданских качеств. А опыт работы педагогического коллектива по
формированию патриотизма средствами музейной педагогики показал, что важнейшим
условием успешности этой деятельности является тесное взаимодействие школы,
общества и власти. |